Регулирование тепловой нагрузки, характеризуемой давлением и расходом пара, требует совместного и согласованного изменения Вт и Dпп. В свою очередь температурный режим первичного тракта, характеризуемый температурой пара в промежуточной точке тракта до первого впрыска tпp, зависит от соотношения расходов воды и топлива и влиять на него также можно посредством любого из этих регулирующих воздействий. Поэтому АСР подачи топлива и питательной воды для прямоточных котлов следует разрабатывать и налаживать совместно.
Схемы автоматического регулирования подачи топлива и питательной воды разделяются по виду основных сигналов, используемых для поддержания заданной тепловой нагрузки и стабилизации температурного режима первичного тракта.
В качестве основного сигнала для системы регулирования температурного режима первичного тракта используются расход питательной воды Dпв количество теплоты Dq или же непосредственно температура tпp. В качестве основного сигнала, характеризующего фактическую тепловую нагрузку котла, применяются: расход питательной воды Dпв, количество теплоты Dq и расход топлива Вт (на газомазутных установках). О нагрузке котла, работающего в моноблоке с турбиной, можно судить также по мощности турбогенератора Nэ.
При увеличении нагрузки станции растёт потребление пара турбинами - это приводит к снижению давления пара в паропроводах и барабанах котлов. Для восстановления давления пара регулятор нагрузки котла должен увеличить подачу топлива в топку. Таким образом, чтобы её тепловосприятие соответствовало количеству пара, потребляемого турбинами. Показателем соответствия тепловосприятия топки и выработки пара является давление пара перед турбиной для блочных установок и давление пара в паровой магистрали для не блочных ТЗС. Таким образом, регуляторы тепловой нагрузки котла, воздействующие на подачу топлива, должны получать контрольные воздействия, прямо или косвенно характеризующие тепловыделение в топке. Регулирование нагрузки котла в блоке с турбиной сводится к поддержанию пара перед турбиной с воздействием на подачу топлива.
Регулятор тепловой нагрузки РТН получает импульс по давлению пара перед турбиной Рпп, измеряемому с помощью чувствительного манометра ЧМ, и воздействует на подачу топлива Вт в топку.
Система регулирования обычно обеспечивает давление пара перед турбиной постоянным, поэтому регулятор тепловой нагрузки называют также регулятором давления пара.
Нагрузка котла, работающего на общую паровую магистраль, наиболее часто регулируется по схеме задание — теплота.