Energy
education

сайт для тех, кто хочет изучать энергетику

2. Диагностика проблемы

Какой из способов решения проблем применить для решения данной проблемы, зависит от того, выберем ли мы воздействие на самого недовольного субъекта или вмешательство в реальность, которой он недоволен (возможны случаи, когда целесообразно сочетание обоих воздействий). Задача данного этапа и состоит в том, чтобы поставить диагноз — определить, к какому типу относится проблема.

Иногда решение этого вопроса лежит на поверхности (как в случае с буйно помешанным, которого надо лечить; или с аварией, которую надо устранить; или с конфликтной личностью в коллективе, от которой стараются избавиться). Но часто диагностика проблемы является непростым делом. Ошибка в диагнозе приведет к неверным действиям и принесет лишь вред. Хотя при нашем старании осуществить улучшающее вмешательство этот вред будет снижен.

Постановка диагноза — сложное дело. Поскольку трудно дать какие-то общие теоретические рекомендации по выполнению этого этапа, диагностика оказывается более искусством, чем наукой, в ней большую роль играют интуиция, опыт и везение. И все же есть подсказки, как это делать.

Анализ коренных причин (в англоязычной литературе Root Cause Analysis или RCA) – это научный подход к выявлению коренных причин проблем в организации. Сразу сообщаем, что анализ коренных причин, не сводится к одному методу. Это всегда комплексный и всесторонний анализ проблемы.

Всегда важно до конца понять на что жалуется клиент и в чем конкретно проблема. Для точного описания используется структурированный подход известный под названием 5W2H.

  • Who Кто жалуется? Для кого конкретно это является проблемой? Идентифицируйте этих людей (конкретно имя, контактные данные).
  • What Опишите максимально точно в чем проблема.
  • When Когда проблема была обнаружена (время, время года)?
  • Where Где проблема обнаружена?
  • Why Почему это является проблемой для конкретного человека, службы, организации?
  • How При каких обстоятельствах была обнаружена проблема?
  • How many Сколько брака? Каков масштаб проблемы? Числовой показатель проблемы.

Отметим еще раз, что это только один из множества инструментов диагностики проблемы.