Одним из наиболее важных концепций объектно-ориентированного программирования является наследование. Наследование позволяет определить класс исходя из данных другого класса, что облегчает создание и поддержание приложения. Это также дает возможность повторно использовать функциональность кода и быстрое время выполнения.
При создании класса, вместо того чтобы писать совершенно новые элементы данных и методы, программист может определить, что новый класс должен наследовать члены существующего класса. Этот существующий класс называется базовый, а новый класс называется наследуемый.
Идея наследования реализует отношение IS-A. Напимер, млекопитающее это IS A животное, собака это IS-A млекопитающее, следовательно, собака IS-A животное также и так далее.
Класс может быть получен из более чем одного класса или интерфейса, что означает, что он может наследовать данные и методы из нескольких базовых классов или интерфейсов.
Синтаксис C# для создания наследуемых классов следующий:
<acess-specifier> class <base_class>
{
...
}
class <derived_class> : <base_class>
{
...
}
Создание базового класса Shape и его наследуемоего класса Rectangle:
using System;
namespace InheritanceApplication
{
class Shape
{
public void setWidth(int w)
{
width = w;
}
public void setHeight(int h)
{
height = h;
}
protected int width;
protected int height;
}
// наследуемый класс
class Rectangle: Shape
{
public int getArea()
{
return (width * height);
}
}
class RectangleTester
{
static void Main(string[] args)
{
Rectangle Rect = new Rectangle();
Rect.setWidth(5);
Rect.setHeight(7);
// вывод площади объекта.
Console.WriteLine("Общая площадь: {0}", Rect.getArea());
Console.ReadKey();
}
}
}
Если приведенный выше код скомпилировать и выполнить, это приведет к следующему результату:
Общая площадь: 35
Наследуемый класс наследует переменные и методы базового класса. Таким образом объект супер класс должен быть создан до подкласса. Вы можете дать инструкции для инициализации суперкласса в списке инициализации членов.
Следующая программа демонстрирует это:
using System;
namespace RectangleApplication
{
class Rectangle
{
// переменные класса
protected double length;
protected double width;
public Rectangle(double l, double w)
{
length = l;
width = w;
}
public double GetArea()
{
return length * width;
}
public void Display()
{
Console.WriteLine("Длина: {0}", length);
Console.WriteLine("Ширина: {0}", width);
Console.WriteLine("Площадь: {0}", GetArea());
}
}// конец класса Rectangle
class Tabletop : Rectangle
{
private double cost;
public Tabletop(double l, double w) : base(l, w)
{ }
public double GetCost()
{
double cost;
cost = GetArea() * 70;
return cost;
}
public void Display()
{
base.Display();
Console.WriteLine("Стоимость: {0}", GetCost());
}
}
class ExecuteRectangle
{
static void Main(string[] args)
{
Tabletop t = new Tabletop(4.5, 7.5);
t.Display();
Console.ReadLine();
}
}
}
Если приведенный выше код скомпилировать и выполнить, это приведет к следующему результату:
Длина: 4.5
Ширина: 7.5
Площадь: 33.75
Стоимость: 2362.5
C# не поддерживает множественное наследование. Однако, вы можете использовать интерфейсы для реализации множественного наследования. Следующая программа демонстрирует это:
using System;
namespace InheritanceApplication
{
class Shape
{
public void setWidth(int w)
{
width = w;
}
public void setHeight(int h)
{
height = h;
}
protected int width;
protected int height;
}
// базовый класс PaintCost
public interface PaintCost
{
int getCost(int area);
}
// наследуемый class
class Rectangle : Shape, PaintCost
{
public int getArea()
{
return (width * height);
}
public int getCost(int area)
{
return area * 70;
}
}
class RectangleTester
{
static void Main(string[] args)
{
Rectangle Rect = new Rectangle();
int area;
Rect.setWidth(5);
Rect.setHeight(7);
area = Rect.getArea();
// вывод площади объекта
Console.WriteLine("Общая площадь: {0}", Rect.getArea());
Console.WriteLine("Общая стоимость: ${0}" , Rect.getCost(area));
Console.ReadKey();
}
}
}
Если приведенный выше код скомпилировать и выполнить, это приведет к следующему результату:
Общая площадь: 35
Общая стоимость: $2450