Energy
education

сайт для тех, кто хочет изучать энергетику

12. Искусство быть невидимым

Научно-технический прогресс превратил информацию в продукт, который можно купить, продать, обменять. Нередко стоимость данных в несколько раз превышает цену всей технической системы, которая хранит и обрабатывает информацию. Качество коммерческой информации обеспечивает необходимый экономический эффект для компании, поэтому важно охранять критически важные данные от неправомерных действий.

Большинство интернет-ресурсов работают по рекламной бизнес-модели. Данные о поведении пользователей предоставляются рекламодателям, готовым платить компании за размещение рекламы внутри её сервиса. Такой план монетизации позволяет пользователям бесплатно и без ограничений пользоваться сервисами, IT-компаниям — расширять аудиторию и получать прибыль, а рекламодателям — находить клиентов с помощью эффективных современных инструментов продвижения.

Точность прогноза эффективности рекламы напрямую зависит от объёма собираемых данных с пользователей, и это является главным критерием конкуренции современных IT-компаний. Объём данных, в свою очередь, зависит от того, насколько часто пользователи заходят на сайт или в мобильное приложение, как много проводят там времени и какие активные действия совершают. Именно поэтому в условиях современного рынка IT-компании вынуждены конкурировать за интерес и внимание людей, совершенствуя алгоритмы для увеличения вовлечённости пользователей.

Методы увеличения вовлечённости в своей сути являются комплексом психологических манипуляций, построенных на внедрении бессознательных привычек через дизайн приложений, что становится причиной риска интернет-зависимости среди пользователей. Создатели фильма связали скачок числа расстройств личности среди подростков, который начался в период с 2011 по 2013 годы, с широким распространением электронных девайсов.

Социальная дилемма (англ. Social Dilemma) — документальный фильм с элементами игрового кино, вышедший на стриминговой платформе Netflix в 2020 году. В фильме представлены интервью со многими бывшими сотрудниками, руководителями и другими профессионалами из ведущих технологических компаний и социальных сетей, таких как Facebook, Google, Twitter, Instagram и Apple. Эти респонденты рассказывают о своём непосредственном опыте работы в технологической отрасли и вокруг нее. Они утверждают, что несмотря на позитивные изменения в обществе, платформы социальных сетей и крупные технологические компании также вызвали проблемные социальные, политические и культурные последствия. Большинство опрошенных респондентов покинули свои компании из-за различных этических опасений.

Также в фильме была подвергнуты критике алгоритмы индивидуального подбора контента для каждого пользователя, что по мнению респондентов привело к образованию информационных «пузырей» и глобальной личной и политической поляризации в обществе.

Думаете, ваши данные в Интернете хорошо защищены? Так глубоко вы никогда не заблуждались! Кевин Митник - самый разыскиваемый хакер планеты в прошлом, а ныне один из ведущих специалистов по кибербезопасности, знает, насколько опасна неосведомленность в вопросах защиты данных в сети.

Предисловие Микко Хиппонена

Несколько месяцев назад я встретил старого друга, которого не видел со старших классов школы. Мы зашли выпить кофе и поговорить о том, чем каждый из нас занимался последние пару десятилетий. Он рассказал мне, что занимается продажей и техническим обслуживанием различной современной медицинской техники, а я поведал, что последние двадцать пять лет моя работа связана с интернет-безопасностью и защитой персональных данных. Друг даже прищелкнул языком, когда услышал про защиту персональных данных. «Звучит очень интересно и здорово, – сказал он, – но меня эта тема не слишком волнует. Ведь я не преступник и не делаю ничего плохого. Ну и что, если кто-нибудь узнает, чем я занимаюсь в Интернете».

Когда я слушал своего старого друга и его рассуждения о том, почему конфиденциальность для него не важна, мне стало грустно. Грустно оттого, что я слышу подобные слова очень часто. Я слышал их от людей, которые считают, что им нечего скрывать. От людей, которые уверены, что только преступникам нужно беспокоиться о своей защите. От людей, которые думают, что только террористы используют шифрование. От людей, которые убеждены, что нам не нужно отстаивать свои права. Но нам нужно отстаивать свои права. А безопасность персональных данных – это не просто наше законное право, это общечеловеческое право. По сути, право на неприкосновенность личной жизни считается одним из фундаментальных человеческих прав с 1948 года, когда Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека.

Если наше право на безопасность персональных данных нуждалось в защите уже в 1948 году, в наше время такая необходимость еще сильнее. В конце концов, мы – первое поколение в человеческой истории, за которым можно следить на столь высоком уровне. За нашей жизнью можно наблюдать с помощью цифровых технологий. Тем или иным образом можно выяснить содержание практически каждого нашего разговора. Более того, мы постоянно носим с собой маленькие устройства слежения – просто мы их таковыми не считаем, а называем смартфонами.

Благодаря интернет-слежке за пользователями в Интернете можно узнать, какие книги мы покупаем и какие статьи читаем, – даже какие части прочитанных статей вызвали у нас наибольший интерес. Можно посмотреть, где и с кем путешествуем. Благодаря интернет-слежке можно понять, больны мы или здоровы, грустно нам или весело, аскетичны мы или сексуально озабочены. Почти вся слежка в Интернете направлена на то, чтобы заработать деньги на полученных данных. Компании, которые предлагают людям бесплатные услуги, каким-то образом умудряются заработать на этих бесплатных услугах миллиарды долларов – прекрасная иллюстрация того, насколько выгодно собирать большие объемы данных о пользователях Интернета. Однако существует и более прицельная слежка: со стороны спецслужб, иностранных и внутренних.

Благодаря цифровым технологиям правительство может собирать данные массово. Но и мы тоже можем защищать себя гораздо эффективнее, чем раньше. К нашим услугам такие средства и способы защиты, как шифрование, надежные методы хранения данных и соблюдение основных принципов безопасности операций (OPSEC). Нам просто нужно узнать, как правильно это делать.

Что же, ключ к этим знаниям здесь, в ваших руках. Я безмерно рад, что Кевин нашел время и поделился своим опытом в том, что касается искусства быть невидимым. В конце концов, он кое-что в этом понимает. Это великолепное пособие. Читайте, и пусть полученные знания пойдут вам во благо. Защищайте себя, защищайте свои права.

Возвращаясь к кофейне, когда я выпил кофе с другом, наши пути разошлись. Я пожелал ему всего наилучшего, но иногда до сих пор вспоминаю его слова: «Ну и что, если кто-нибудь узнает, чем я занимаюсь в Интернете». Может быть, тебе и нечего скрывать, мой друг. Но тебе есть что защищать.

И напоследок: